Для экономии времени на чтение для некоторых посетителей
Краткое содержание заметки: цифра лучше пленки.
Теперь подробнее. В отличие от общепринятых методик ответа на вопрос в заголовке (когда берутся парные снимки с пленочного и цифрового фотоаппаратов, досконально исследуются на предмет конкуренции по основным, определяющим техническое качество параметрам, и затем выносится вердикт), рассмотрим философский аспект сравнения устаревшей пленочной технологии и ее современного цифрового воплощения. Потому что странно ведь – прогресс на месте не стоит, новое вытесняет старое, а все равно находятся ортодоксы, которые держатся до последнего представителя «аналоговой» эпохи. Причем они безнадежно проигрывают слепые тесты, в которых экспериментаторы намеренно вносят искажения в цифру так, чтобы она походила на аналоговую «картинку», но все равно утверждают и будут утверждать – пленка (пластинка и т.п.) – лучше. Так в чем же дело?
А дело, скорее всего, в неразвитости вкуса. Когда зритель или слушатель не разбирается в достаточной мере в градациях качеств изображений, звуков и т.п., он/она пытаются найти какие-нибудь косвенные ориентиры, точки отсчета и пр. Причем массовка (статисты, толпа и т.п.) в такой ситуации обычно делегирует право правильной «дегустации» специально обученным людям (профессиональным критикам) или признанным мастерам в конкретной профессии (экспертам), ориентируясь на, апеллируя к, привлекая их мнение в разговорах, обсуждениях или спорах. И это нормально – люди разные, и далеко не все обладают развитым восприятием прекрасного. А некоторым это вообще не дано, но кто ж в этом признается? Созерцая чье-либо творение зрителю, обделенному вкусом, практичнее многозначительно промолчать или воспользоваться «помощью зала», то есть согласиться с остальными ориентированными на среднестатистическое экспертное мнение статистами.
Но некоторым представителям массовки этого недостаточно, и они пытаются найти для себя другие точки отсчета. Не будучи от природы способными разбираться в прекрасном на уровне экспертов, они углубляются в изучение косвенных ориентиров. Ведь, как правило, для достижения творческого результата необходим какой-нибудь инструментарий. Или даже целая технология, достаточно сложная и, конечно, увлекательная в ознакомлении и изучении. И в определенных условиях, в соответствующей увлечению среде человек, хорошо разобравшийся в сопутствующих творчеству оснастке и технологиях, в глазах толпы вполне так может выглядеть как эксперт и в самом творчестве тоже.
Ну а дальше все просто – полно людей помнящих время, «когда деревья были большими»: темную комнату, красный фонарь, проявитель, закрепитель, фиксаж, фотоувеличитель, резак, глянцеватель и т.п.
Сохранились в памяти и ощущения фотографической «магии» тех лет, а у дошедших до сегодня фотокарточек зритель чувствует «запах прошлого», и от этого они кажутся не обычным чьим-то СА или трешем, а чем-то большим, чем-то немного величественным, на фоне которого современная цифра видится просто попсой. Ну просто на нынешнее восприятие накладывается память о прошлом, придавая, таким образом, пленочным кадрам дополнительную «глубину». Аналогичным образом воспринимаются недостаточно качественные снимки каких-нибудь значимых исторических фактов, или фотографии со знаменитостями в кадре — зритель автоматически конвертирует такие фото в шедевры, прощая отпечаткам их техническое и композиционное несовершенство. Содержание, в данном случае, решает, а технология уже вторична.
Автор сам не прочь послушать пластинки и старые магнитофонные записи – современные копии звучат как-то излишне чисто, рафинированно, как-то «не так». С пленкой такая же фигня, но сейчас уже не заставить себя зарядить 36-кадровый рулончик в хорошо сохранившуюся из прошлого тысячелетия камеру – проявить/напечатать уже негде, да и просто, после цифры, неудобно. К чему себя ограничивать, если, при желании, цифровые кадры можно элементарно стилизовать под любую пленку, а то и вовсе – картину маслом (акварелью и т.п.) без всякой возни с красками-кистями.
Справедливости ради, разбирающиеся в технологиях и инструментарии статисты, действительно, часто лучше многих разбираются и в самом творчестве. Где-то на уровне, может быть, толковых продавцов или коллекционеров. Но перекос в сторону инструментария, сопутствующего творчеству, далеко не всегда идет им на пользу – оценки и восприятие чужих творческих плодов становится излишне зависимым от того, с помощью чего мастер их создавал. Глядя на чью-то работу, этим людям важно знать, чем и по какой технологии она была создана. А все от того, что иначе «заценить шедевр» для них сложно, в силу недостаточно развитого вкуса, вот они и ориентируются на инструменты. В чем, конечно, нет ничего плохого, пока свои оценки эти «эксперты-косвенники» не начинают проектировать на сами работы, тогда как творчество, по-хорошему то, надлежит ценить в абсолютном виде и без оглядки на инструменты и технологии. От того, что фотографически несостоятельные кадры сделаны пленочной или цифровой камерой, в фотографическом плане они лучше не станут, даже если кто-то, хорошо разбирающийся в пленочной технологии (или в цифре), утверждает обратное. Как увидите такого «эксперта», смело игнорьте — это обычный не вхожий в искусство «косвенник», которого дальше технологического предбанника гены или собственная лень не пускают. Особенно если кроме рассуждений, ему нечего показать достойного из сделанного собственноручно и с помощью тех самых инструментов, о которых он все так хорошо знает..
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!
У меня был знакомый, с придыханием рассказывавший о преимуществах пленки и старой теплой ламповой оптики. Правда, для сохранения своих шедевров в веках он купил супер-пупер-сканер пленок и писал эти сканы в несжатом виде на DVD (чтоб не потерять мельчайшие нюансы смысла). Примерные сюжеты его шедевров: «Это моя кошка на диване», «Это дерево у меня за окном», «Это мой шкаф».