Вахтерская сущность, если говорить о поведенческой модели, не имеет национальности – их можно встретить в любой стране и вообще, везде. Так же, как и таксистов, контролеров на транспорте, рабочих на стройке и т.д. Объединяет вахтеров стремление к тотальному контролю в пространстве вверенной им территории. Вот едешь на мотоцикле мимо соседских домов, и собаки бросаются на забор и лают, и лают. Вахту отрабатывают. За еду, не иначе, потому что бездомные дворняги на мотоцикл взирают равнодушно. Может быть, потому что «вверенной территории» недостает. Но это все лирическое отступление.
Снимая очередной свадебный день, я был воодушевлен выбором молодых пофотографироваться в очень красивом, популярном в Венгрии месте: часть фотосессии должна была состояться в летней резиденции принцессы Сиси, в Gödöllő. Конечно, дворец слишком громкое для богатой и большой усадьбы название, но недавно отреставрированная и с великолепным прилегающим парком, царская резиденция заставляла чаще биться сердце, в предвкушении прекрасных стильных кадров. Кстати, попасть в сквер и на нижний этаж резиденции можно совершенно бесплатно, что и сделало парк излюбленным местом отдыха жителей небольшого, но молодого и, можно сказать, студенческого городка. А до самого Gödöllő, в свою очередь, доехать тоже не сложно: туда с площади Örsvezér (конечная метро М2, с одноименным названием Örs vezér tér) отправляется электричка (HÉV, по-венгерски), а студенческим я назвал город из-за расположенного в нем второго по величине университета в стране, где на семи факультетах обучаются, в общей сложности, более 18 тысяч студентов.
В самом здании усадьбы фотографировать мне еще не доводилось, ведь чтобы туда попасть с фототехникой, необходимо приобрести специальный почасовой билет, за который в кассе надо оставить почти 100 евро, за час работы. Какого же было мое удивление, когда выяснилось, что, даже купив билет, внутри нельзя использовать вспышки и фотографировать в любых других, кроме «актового», залов, и еще на лестнице. Минус делать это все придется среди многочисленных туристов, что сильно увеличивает временные затраты на постпродакшн – придется потом, в фотошопе, «вырезать» из кадров зевак.
После того, как я установил и настроил все свое осветительное оборудование, и после того, как пришел «самый главный вахтер» и настоятельно попросил «не нарушать» установленные правила, а затем примерно с десяток пожилых женщин в униформе синего цвета, как по команде, бросились зорко следить за каждым движением моего объектива (не дай бог, через открытые двери из боковых залов в кадр «просочатся» развешанные на стенах там музейные экспонаты), я понял, фотосессия будет сложной. Ведь любой хороший снимок, прежде всего, вдохновение, драйв, кураж и фарс, если всего этого нет, то на результате замечается сразу. И настрой – стоит ему испариться, и все, можно даже не начинать. Тут и проявляется профессионализм – в любых условиях необходимо суметь обеспечить приемлемый для заказчиков результат. Кое-как удалось договориться об использовании маломощных системных вспышек (но строго без рассеивателей, ибо с ними – «низзя», логике это не поддается), а также упросить персонал снять чехол с рояля, на время съемки. Когда ж государства, на уровне своих вахтеров, перестанут бояться человека с фотоаппаратом? Риторический вопрос.
Помимо обозначенных нюансов, фотографу полезно учитывать две вещи: смешанный свет и особенности работы автоматики против контры из окон. Богатые по-королевски люстры, их пришлось упрашивать включить (хорошо хоть, денег за это не берут, пока), оснащены энергосберегающими лампами, спектр света от которых совершенно «не бьется» с естественным освещением от огромных окон. А оно, в свою очередь, представляет собой мощный источник контрового света, который автоматика фотокамер сильно не любит, начиная тупить, неправильно определять экспозицию (и некорректно дозировать световые импульсы на внешние системные вспышки), цветовой баланс, и лажать с фокусировкой. Поэтому снимать там (как, впрочем, и везде), лучше в мануальном режиме. За исключением фокусировки, пожалуй, ее можно доверить автоматике – достаточно лишь внимательнее обычного ее контролировать.