Цены. О вреде ценового демпинга в отношениях «клиенты-фотограф»
«Дорого да мило, дешево да гнило!»
Вопрос цены в фото-отрасли достаточно сложен, поэтому, для начала, отделим «мух от котлет» и не станем сейчас брать во внимание т.н. «демпинговый вход в рынок», который обычно практикуют начинающие фотографы, им ведь нужно где-то как-то заполнять свои портфолио, на ком-нибудь совершенствоваться и т.п. Тут обычно все «по-чесноку» — начинающим много денег и не предлагают, так что у них и выбора то особого нет. Гораздо хуже, когда такие ребята тупо тырят понравившиеся фотографии из какого-нибудь EU-нета, и размещают их в своих портфолио, предварительно избавившись с помощью фотошопа от watermark-ов. А демпинг для начинающих – нормально: например, в Будапеште легко найти исполнителя на городскую фотосессию за 100 евро, и даже дешевле – по результату будет 20-30 зафильтрованных в лайтруме экспресс-обработанных фото, многим неискушенным заказчикам и этого вполне достаточно.
Другое дело, когда соблазн демпинговать одолевает состоявшегося профессионала, достигшего стабильного соотношения «цена-качество». Причиной могут быть просьбы знакомых, друзей и родственников, или межсезонье и временное отсутствие нормальных заказов – ну почему, казалось бы, не взять еще несколько фотосессий за half-price, или еще дешевле? Особенно если это дело не афишировать. А еще встречаются заказчики, очень хорошо умеющие торговаться, таланты настоящие! Проблема в том, что, несмотря на вкусную цену, спрашивать то «счастливчики» все равно будут «в полный рост» — не дай бог качество результата их демпингового заказа окажется «чуть хуже топового» в портфолио. А ведь это вполне вероятно, так как «полцены» как бы подразумевает «полработы», почему бы и фотографу здесь не сэкономить? На обработке, например, или в процессе самой съемки. Так вот нет, сработать в полсилы не получится, потому что у заказчиков совсем другие ожидания, в соответствии с устоявшимся потребительскими инстинктами: купили со скидкой, но это тот же товар, как и без скидки, просто повезло. То есть, демпинговая цена от фотографа не означает, в представлении клиентов, худшего качества, даже если они сами просят об этом открытым текстом: «да не надо там обрабатывать, что получится, то и получится» и пр. Потом сами же душу вынут, за «качество», которого им не доложили: «не, ну мы думали, что будет не так красиво, как у вас на сайте, но чтобы тааак!».
Более того, знакомым, друзьям и родственникам надо все делать еще и лучше, чем всем остальным, потому что они как бы заранее настроены на то, что им «не доложат». А так как в фотографии разбираются далеко не все, то после получения снимков «нос поморщить» для таких вполне обычное дело, просто для перестраховки. Чтобы не оставить им этой возможности, надо все делать на совесть, но ведь есть еще и его величество случай, и сами заказчики тоже могут оказаться не готовы выкладываться на фотосессии (за такие то деньги, типа, и так сойдет. Ну да, а потом, глядя на скучные фотографии, кто будет виноват? Правильно, фотограф. Виноват – в том, что согласился!). Короче, думайте сами, нужны ли вам все эти напряги, за значительно меньший прайс?
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!
Добавить комментарий
Активная и пассивная составляющие социального аспекта фотографии
Разбираемся в классификации важного критерия оценки фотографии
Пленка vs цифра, глава вторая
Ну разумеется, цифра! (экономлю время посетителям-адептам пленочной фотографии)
«Дорого да мило, дешево да гнило!»
О вреде ценового демпинга в отношениях «клиенты-фотограф»
Из пушки не по воробьям
Или для чего нужен фотошоп в фотографии?
Хороша ложка к обеду
Или постановочный стрит и семейный альбом
Есть такое. Со знакомых и родственников надо двойной тариф брать. Уважения будет больше.
Мне говорят, нравятся ваши работы, но по деньгам пока не тянем. Хотя бы честно.
У меня был поучительный опыт общения с клиентами откуда-то из СНГ, по телефону. Они искали выездного фотографа, внимание, на 15 минут, которые и собирались оплатить. Когда я вежливо заметил, что «поминутные» схемы оплаты несколько из других сфер, и это даже теоретически вряд ли возможно, так как фотографу нужно добраться до места съемки, настроить аппаратуру, вернуться «на базу» обратно, то есть 15 минут реальной съемки все равно никак не меньше 2-х часов по факту, так они тогда предложили: а вот если у вас две съемки в день в разных концах Будапешта, вы же через центр поедете. Мы как раз в центре будем, скажите только когда примерно. Остановитесь, пощелкаете нас четверть часа и дальше поедете. Посоветовал им воспользоваться камерой смартфона и вежливо положил трубку.
Надо Гуглу подкинуть идею — вдруг у них там гугло-фото-мобили простаивают. А так — туристов можно фотографировать, с поминутным тарифом :)