Пленка или цифра?

Ну разумеется, цифра! (экономлю время посетителям-адептам пленочной фотографии)

Технология цифровой потребительской фотографии относительно молода – фотоаппараты с сенсором в виде матрицы вместо, казалось, незыблемой пленки, на прилавках магазинов появились в самом начале третьего тысячелетия (или чуть раньше). Даже символично. Ну и пошло-поехало, вся технологическая цепочка быстренько переформатировалась на цифровые стандарты, и если лет десять назад пленочные технологии еще поддерживались производителями и сервисами по проявке и печати, то сегодня потребительская пленка практически доживает последние дни.

1
2
1

ТАК ВОТ ИЗ-ЗА КОГО МЫ ВСЕ ОСТАЛИСЬ БЕЗ РАБОТЫ!!

2

ОЙ!!

Из чего состояла шагнувшая в свое время в массы пленочная технологическая цепочка? Освежим в обывательской памяти:

  1. Фотоаппараты-объективы (как узкопленочные, так и широкоформатные);
  2. Оборудование для домашней фотолаборатории (в самом простом, «черно-белом-негативном» варианте), которое позволяло проявить пленку (проявитель-закрепитель и пр., бачок для проявки) и напечатать с нее       фотографии (фотоувеличитель) на фотобумаге, которую также надо было проявить/закрепить/промыть (ванночки, реактивы) и высушить (глянцеватель и пр.). И еще, конечно, бессменный и теперь уже канувший в лету символ пленочной эпохи – «красный фонарь». Ну разве что, в Амстердаме, говорят, их еще целая улица осталась.

Да, собственно, и все. Для цветной фотографии все было существенно сложнее в плане реактивов и технологии проявки/печати, но появившиеся на каждом углу мини-лабы успешно автоматизировали эти процессы, сделав цветную фотографию по настоящему массовым явлением. И еще один важный момент: так как формат определялся шириной пленки, рядовому фотолюбителю прямо на старте уже, можно сказать, был доступен т.н. фулл-фрейм, то есть можно было с самой первой своей фотокамеры сразу работать в ставшем сегодня стандартом де-факто формате, получая отпечатанные снимки со столь радующей глаз небольшой глубиной резкости (что хорошо для разделения планов, естественно, и чем не могут похвалиться нынешние смартфоны и мыльницы, с их малюсенькими матричками). Хотя конечно, к этому «35мм» изобилию (в просторечии – «узкарь») ориентированная на пленку мировая промышленность с торговлей добрались ой как не сразу, но сейчас распространяться об этом не буду, иначе слишком много текста придется писать.

С появлением компьютеров и соответствующего софта для обработки цифровых изображений в пленочную технологию и, соответственно, на прилавки пришли сканеры и принтеры, и те фотографы, которые по-прежнему, желали самостоятельно управлять всей технологической цепочкой (от нажатия на кнопку затвора фотоаппарата и до получения готового отпечатка), получили возможность обходиться без привычной фотолаборатории, остальным любителям цветной фотографии все также, в подавляющем большинстве своем, приходилось пользоваться услугами мини-лабов. Можно сказать, что, попав в компьютер, пленочная технологическая цепочка перестала быть полностью аналоговой, получив цифровое продолжение. Кроме того, за счет цифры, отпечатки с пленки стало возможным еще и хранить на цифровых носителях, а также комфортно просматривать на мониторах и, при необходимости, распечатывать на бумаге и/или выкладывать в Сеть. Так что вопрос в заголовке этой заметки правильнее бы формулировать так: «Пленка, пленко-цифра или цифра?»

А дальше появились матрицы и технологии записи на них информации о «свете-цвете» сразу в цифровую форму на установленную в фотоаппарат карту памяти, и пленочная технологическая цепочка и вовсе «ужалась» до объектива и затвора (который тоже уже скоро полностью уступит место своему электронному аналогу). Сегодня потребительская фото-цифра, помимо фотоаппаратов и объективов, включает в себя обязательный компьютер с соответствующим софтом для «проявки» и обработки изображений (который, надо заметить, всегда присутствует внутри любой, даже самой дешевой, «мыльницы», позволяя в самом базовом варианте и вовсе обходиться без лаптопа или десктопа) и принтер с фотобумагой, с помощью которых можно распечатать фотографии и, таким образом, по аналогии, завершить технологический процесс. Различие с вышеобозначенной «пленко-цифрой», как мы видим, сосредоточено в сенсоре и в способе оцифровки сфокусированного объективом сюжетного света, остальное у технологий все общее (хотя в мини-лабах пока еще можно, наверное, получить фотокарточки маленьких размеров, отпечатанные без перевода изображения с пленки в цифру).

Тем не менее, можно встретить немало сторонников пленки (кое-какие «измышлизмы» на эту тему уже публиковались в блоге), некоторые прямо таки стоят за нее горой. Мол, «духовность» у пленки выше, лучше «пластика» и прочие «тепло-ламповые характеристики». Попробую обозначить, почему, несмотря на очевидную кончину пленочной эры в фото-индустрии, все еще жива ностальгия в народе? Кстати, распространенное ведь явление – вот и у грампластинок, например, тоже все по похожей схеме происходит, да и вообще, полно разных хипстеров и пр., так что поностальгировать нормально, ибо прошлое привлекательно.

  1. Можно обходиться без компьютера благодаря сервисам по проявке пленки и печати с нее отпечатков, что очень актуально для пенсионеров, которым из-за возраста тяжело осваивать цифровые технологии, пленка для них понятнее и проще, а кадры с нее кажутся лучше тех, которые получаются, например, при распечатывании jpg-файлов с карты памяти дешевой мыльницы (или недорогой кропнутой зеркалки) в ближайшем сервисе по печати с цифровых носителей. Однако, если цифру можно распечатать где угодно, то вот проявить пленку и напечатать с нее снимки уже проблема (а в большом, больше А4 формата, наверное, и не получится уже), минилабы потихоньку исчезают, по причине сильного снижения спроса на эту ставшую экзотикой услугу.
  2. Опять же по причине малого спроса, пленка сегодня — недорогой «билет» для вступления в клуб среднеформатной фотографии. Рынок подержанных среднеформатных камер и оптики много чего предлагает, дорогого и не очень. Если есть возможности по приобретению пленки, а также по ее обработке и оцифровке, вполне себе качество для определенного стиля съемки (вдумчивого, неторопливого, размеренного, выверенного).
  3. Ностальгия по временам, «когда деревья были большими» — когда фотографов было немного, а снимающих и печатающих в цвете в городах и вовсе можно было по пальцам пересчитать. Не то, что сейчас, когда фотографируют все – вот некоторые и достают с полок свои служившие когда-то верой и правдой пленочные камеры и едут с ними в отпуск, благо снять там если и выпадает пару катушек от силы, то ведь в свое удовольствие.
  4. Использование пленки, особенно в Интернете (парадоксально звучит, да?), дает возможность выделиться из толпы снимающих на цифровые фотоаппараты. Даже если фотографии таких вот «пленочников» полный треш – все равно, сам факт использования пленкопротяжного тракта автоматически поднимает планку этого трешака до «близко к шедевру», в определенных кругах, где, обычно, и тусуются ценители. В пределе можно даже не фотографировать и, поэтому, не показывать «фоток» (ведь есть и такие «адепты»), мотивируя столь странную позицию на форумах нежеланием true-film-photog «возиться с загрузкой Сеть» или «портить волшебство true-film-picture цифровой демонстрацией на мониторе», что позволяет еще больше дистанцироваться от безликой цифровой биомассы участников. Типа фотки-треш, но их никто не видит, а зато в интернетах можно, в тематических диспутах, «особую» позицию занять, хоть какое-то развлечение для провинциальных пенсионеров.

Других причин держаться за пленку (вернее, за ее остатки), думаю, что и нет. Технологически, с потребительской точки зрения, у цифры сплошные преимущества: это и несравнимое удобство самого процесса фотографирования (сразу можно оценить результат и подкорректировать установки и пр., если необходимо), и приемлемое качество исходного (цифрового) материала для печати, в том числе, и в большом формате (вплоть до А0, современные цифровые алгоритмы обработки позволяют и это), и огромные возможности по дальнейшей компьютерной обработке, с помощью которой, в частности, совсем несложно симулировать и пленочные «пластику» с «духовностью», было бы желание (ниже галерейка с фотками, я там «теплого лампового звука» от души сыпанул).

Нет, я, конечно, ничего не имею против пленки. Просто технический прогресс отодвинул ее, как и бобины с магнитной лентой, и аудиокассеты, калькуляторы, сервис по приему и доставке телеграмм и переговорные кабинки в почтовых отделениях, и пр. Огромное количество грамотных специалистов хорошо потрудились над лучшими представителями современной фототехники, заложив туда облегчающие работу фотографа алгоритмы. Нет, серьезно, мне иногда так и кажется, что внутри моих камер сидит по миниатюрному такому японцу, который нажимает там какие-то кнопки, дергает рычажки, на лету исправляя мои огрехи и не позволяя гарантированно, казалось бы, загубить кадр. А какие качественные отпечатки выходят из фотопринтера, просто загляденье! И размер – в рамку да на стенку, вот и картина!

С пленкой, особенно со слайдом, такой легкости нет, ведь вся электроника должна быть у вас в голове, а снаружи лишь механика фотоаппарата и куча различных ограничений, которые вы обязаны учесть и обойти (определенная светочувствительность пленки, необходимость соответствия цветовой температуре в сюжете, ограниченное количество кадров, каждый из которых имеет вполне осязаемую цену, и т.п.). А с цифрой какая красота — взял в руки, скажем, зеркалку (уже от тысячи с небольшим долларов начинаются цены на новые фулл-фрейм-body!), щелкнул что-то симпатичное. Вуаля, и на карте памяти мгновенно появился файл, jpg-копию которого можно распечатать даже без компьютера, если принтер поддерживает необходимый функционал. А если нужно фотографию обработать, подправить или даже использовать ее в какой-нибудь графической композиции – да ради бога, компьютер, фотошоп и вперед. Да в общем-то, чего за примером ходить, вот, насыпал фотосабжа с полки в тему, щелкнул побырому, сунул карту памяти в считыватель на компьютере, «проявил» в DPP, и пожалуйста – картинка на любой вкус, и современная, и стилизованная под старину, загоняй ее дальше на принтер да печатай в формате каком хочешь. На все про все минут 10 ушло. Разве такое с пленкой получится? Нет.

Ну а кто хочет, тот пока имеет возможность, по старинке, снимать на пленку (все равно сей «мазохизм» не спасет от банкротства компании, еще обслуживающие этот вид увлечений, увы) и даже получать от этого удовольствие – ну мало ли. Приятель, например, очень долго пластинки слушал, у него их полная квартира была, и аппаратура уже много лет соответствующая. Лет 12 назад он даже интернет-магазин создал, по продаже пластинок, которые заказывал по всему миру, был на них в Будапеште спрос. Правда, как сейчас идут его дела, я не в курсе. Надо будет поинтересоваться, при встрече..

P.S. Пришла на ум аналогия – я вот люблю с техникой повозиться, смастырить чего-нибудь, прогу какую написать для микроконтроллера, отладить ее и т.п. Ну лежит у меня в кладовке старый, еще «аналоговый» осциллограф – вот, достал специально, протер от пыли, сфотографировал. Но мне и в голову не пришло бы использовать его для работы и просто так – зачем, когда есть гораздо более удобные и современные цифровые приборы?! Было бы ведь странно работать с устаревшим морально и технически устройством, даже если у него настоящие лампы внутри и «неповторимая пластика» фигур Лиссажу на экране.. А с некоторыми «пленочниками» как раз и такое и наблюдается – фотографируют раз в год всякую хрень, а потом носятся по интернетам и рассказывают сказки о том, какую волшебную хрень они фотографировали, ибо пленка.

4 ответы
  1. Eugene
    Eugene говорит:

    Ностальгия. Тоже помню, всегда была пленочная камера с заряженной пленкой, висела на вешалке. Куда-нибудь идешь, ее с собой. Сделаешь несколько кадров и до следующего раза. Потом катушку в проявку отдашь, в продуктовом магазине, через три дня заберешь пакет, там фотографии и проявленная пленка, аккуратно нарезанная на полоски. Фотографии было интересно смотреть. Никогда не знал заранее, какие они получатся. Теперь ничего такого уже нет. Все фотографии на винтах, винты повсюду. Самому печатать лень, расходники дорогие, сохнут быстро.

    P.S. Интересно пишите и оформляете. Сами, или результат коллективного творчества?

    Ответить
    • Equerto
      Equerto говорит:

      Спасибо за комментарий! Да, пишу и оформляю тексты сам: и швец, и жнец, и на дуде игрец.

      С пленкой было хорошо в том плане, что получался законченный продукт, хотя никто не запрещал после получения фотокарточек распечатать их еще, выборочно и в другом размере. А вот с точки зрения цветокоррекции и прочих улучшений, этим уже заморачивался очень узкий круг потребителей. Остальных вполне устраивала и цветопередача, и детализация (еще бы, на 10х15 то). Может быть, и сейчас, в jpg, было бы и достаточно для того, чтобы «распечатать и забыть», но раз есть raw-формат, уже хочется «прокачать картинку». А делать это можно, как показывает практика, бесконечное число раз, было бы время.

      Ответить
      • Eugene
        Eugene говорит:

        [quote]Да, пишу и оформляю тексты сам: и швец, и жнец, и на дуде игрец.[/quote]

        Респект.
        Как у Вас на сайте указано, Вы печатаете на заказ. Много ли сейчас людей заказывают печать фотографий?

        Ответить
        • Equerto
          Equerto говорит:

          У меня фотопечать, она по определению дороже обычной («мокрой», до А4 включительно которая, и «плакатно-типографской»), спрос на фотопечать никогда не был большим. В основном, заказывают принты к фотовыставкам да холсты для интерьеров.

          Ответить

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 5 = 2

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.